Краткое описание сеттинга
Лихолесье
Лихолесье... В головах людей это слово порождает противоречивые мысли, вызывает в памяти странные разговоры. Кто-то слышал о нём из многовековых легенд и древних языческих сказаний, что приукрашены чередой поколений, кому-то довелось застать толки в харчевнях о пропавших без вести людях и невиданных существах, что там обитают.
В народе ходит молва о несметных сокровищах Лихолесья, что сгубили немало жадных душ, о языческих тварях из забытых времён и мест, которые то и дело поджидают незадачливых путников. Здесь журчат ручейки и бурлят реки, чьи воды могут принести как благодать, так и погибель, покуда шёпот дикого Лиха окутывает деревья и заставляет тропинки плутать из стороны в сторону.
Зачем здесь ступила нога человека? Пришёл ли он за наживой или духовным озарением, а может просто заблудился в сумраке таинственных крон?
Никто не знает, что происходит в чаще Лихолесья. Рассказывают противоречивые сказки о волшебных водах, дарующих молодость, о свирепых медведях размером с небольшой холм и о болотах, что по ночам озаряются таинственным утробным светом.
Люд из близлежащих деревень обходит это место стороной, побаиваясь чащобы. Нечастые странники со всех сторон света, несмотря на предостережения, порою уходят вглубь Лихолесья, но уже не возвращаются.
Где же нашлось на земле место этому проклятому лесу?
Таинственное Лихолесье расположено в некогда едином Великом царстве Ладань, что ныне замерло в ожидании междоусобицы. После смерти мудрого царя Витовта Солнцеликого в 3476 году правление царством перешло в руки его трёх сыновей. Самодовольный Янис Смелый взял бразды правления Пилзским княжеством, весельчак Ратибор Зоркий получил Дубенское, а воинственный Гуннар Долгобородый — Воннское. Много храбрых воинов, ловких охотников, рыбаков, трудолюбивых пахарей, скотоводов и рудокопов живут на этих землях, но витающий в воздухе смрад страха и предательства ставит под сомнение дальнейший мир среди ладян.
Пилзское княжество, бывшее когда-то сердцем царства, находится в наибольшем упадке. Янис Смелый не стремится справляться с проблемами, потому его владения раздирают противоречия, религиозные распри и разбойничество. Люди отворачиваются от языческих богов, ища утешение в новой вере, а многие попросту покидают измученные края. Похоже, старое княжество вот-вот канет в небытие.
Владение Ратибора Зоркого, тем временем, напротив, крепнет. Здесь, в хранящих множество тайн лесах, язычество наиболее сильно. Княжество успешно справляется с набирающей силу новой религией и удерживает нехарцев в степях за пограничной рекой Флюмой.
Северные земли, в свою очередь, готовятся к войне. Холодный климат привил народу воннов трудолюбие и суровость, здесь наиболее распространено шахтёрство и военное ремесло. Гуннар Долгобородый готов реагировать на любые выпады как со стороны своих незадачливых братьев, так и со стороны противников языческой веры.
На юго-западном побережье раскинулись владения не менее великого и самого просвещённого королевства Рексанов во главе с Алоизом Хитрым. Местный народ славится развитым производством всевозможных товаров, а также своим высоким уровнем грамотности: королевство явило миру немало талантливых лекарей, инженеров, архитекторов и маститых учёных. Именно в этих землях родилось истинно правильное учение о едином боге, Явирсе, с помощью которого Алоиз Хитрый и собирается подчинить непокорные земли братьев-язычников, после того, как принял поражение ещё во времена правления Витовта Солнцеликого в 3449 году.
На юго-востоке в бескрайних степях, конец которых никто не видывал, расселился беззаботный народ Нехарского каганата, что славится своими талантливыми торговцами, мудрецами, магами, алхимиками и прочими любителями тайных знаний. Активные торговые связи, как с язычниками, так и с последователями монотеизма внесли свою лепту в формирование местных верований. Сам великий Хан Башир, с целью окончательно установить истинную веру, неустанно трудится над ответами на вопросы, которые возникают в беспокойных умах юркого народа...
У каждого из народов, населяющих эти земли есть сказки о Лихолесье. Одни представляют его сказочным и волшебным, другие — таинственным и загадочным, третьи — проклятым, скверным местом. Но всё-таки оно тянет к себе совершенно разных людей со всех уголков света, и только этим немногим удастся узнать, какие секреты таит в себе легендарный лес.
Пилзцы
Пилзцы по праву могут называть себя наследниками Великого царства Ладань. На пилзских землях находится множество ремесленников, оставшихся не у дел и стремящихся покинуть родной край. И тому есть причина: после крушения царства в этих землях воцарил хаос. Князь Янис Смелый не стремится разрешать возникающие проблемы, что только способствует усугублению ситуации, и благодаря этому, многие пилзцы потянулись к новой вере, пришедшей с юга из королевства Рексанов.
Дубенцы
Население Дубенского княжества нашло свой кров под сводами широких крон, промышляя охотой, травничеством, торговлей древесиной. Язычество среди дубенцев наиболее крепко — сказывается жизнь у леса, полного загадок и странных событий, обросших легендами. Некоторые стремятся приоткрыть завесу тайн и пропадают. Как правило, в загадочном Лихолесье.
Вонны
Живущие на севере, вонны, под влиянием холодного климата стали более суровыми и стойкими, чем их собратья. Обилие гор повлияло на присущий многим род занятий — рудокопство, что так же повлияло и на развитие кузнечества. Вонны уважают силу, а к живущим в более хороших условиях они относятся с презрением. Тем не менее, они остаются верны язычеству.
Рексаны
Предки рексан прибыли на эти земли столь давно, что сейчас никто и не вспомнит, кто они и откуда приплыли, однако им удалось построить богатое и процветающее королевство. В 3458 году случилось Последнее вече, устроенное королём Алоизом, прозванным после этого Хитрым. Как итог, всё верховное языческое жречество было вырезано, а монотеистический культ Явирса, ходивший до этого в низах, был возведён до государственной религии. Немногие остались верны старым богам и бежали, но большинство приняли перемены. Теперь отношение к язычеству у рексанов враждебное, в большинстве своем они желают принести свою веру и всем остальным, иногда с особым фанатизмом. Рексаны в большинстве своем более продвинуты, чем язычники, их вооружение обычно лучше, среди них куда чаще попадаются деятели искусства, инженеры и учёные.
Нехарцы
Полукочевой народ, занявший степи к юго-востоку. Нехарцы сравнительно мирны, чаще всего они приходят на земли ладян в целях торговли, хотя могут заниматься и наёмничеством, в общем, всем, за что можно получить звонкие монеты. Некоторые из нехарцев тянутся к знаниям, занимаются алхимией и подобным. Отношение к чужим верованиям у них равнодушное, но свою веру принято защищать до конца.
Военно-технологический уровень развития в государствах разнится. Так, в княжествах распавшегося Великого царства Ладань он соответствует VI веку нашей эры. Если проводить культурные аналогии, то пилзцы близки к балтийским племенам, дубенцы — к славянам до крещения Руси, а Вонны — к дохристианским скандинавам со славянским налётом. Для всех ладян характерна славянская внешность, светлые или русые волосы. Рексанское королевство подобно Восточной Римской империи, внешне рексаны отличаются тёмным цветом волос, обычно кудрявых или волнистых, в носу есть горбинка. В отличии от княжеств, технологический уровень там выше, можно встретить арбалеты (однозарядные!). Огнестрельного оружия и взрывчатых веществ нет, но фламберги и клейморы уже нашли себе место. Латные доспехи также отсутствуют. Нехарцы примерно представляют собой культурную смесь хазар и арабов, внешний вид соответствующий.
О религии
Язычество
Исконные верования ладян включают в себя обширный пантеон богов, каждый из которых обладает своими качествами и имеет власть над различными частями мира. Старшие четверо богов считаются братьями и сёстрами, создателями природы и мира в том виде, в котором он предстаёт сегодня, именно от сотворения и ведётся календарь. Их чтят как давних предков, исполняя различные ритуалы, изготовляя идолы и принося жертвы.
Согласно языческой вере, от старших богов произошли младшие, чьи сила и владения не так велики. От младших богов, в свою очередь, произошли люди. Таким образом, язычникам очень важна память о предках и их деяниях. Мёртвых обычно сжигают, веря, что таким образом тело не будет мешать душе, и та быстрее попадёт на своё место. Тела иноверцев также сжигают. Оставить тело разлагаться считается ужасным неуважением и выражает презрение к умершему, поскольку душа может навсегда остаться в мёртвых костях.
После смерти достойные попадают во владения своего бога, получая заслуженный отдых. Души проживших в лени и безделии бесследно исчезают, растворяясь в бытии.
Большинство ладян знают и почитают четырёх старших богов, младшие же боги и богини распространены более локально — в областях, а иногда даже отдельных деревнях. Бывали случаи обожествления отважных воинов и их подвигов, которые оставались в умах народа как деяния младшего бога.
Вера находит своих почитателей и в других государствах.
Старшие боги
Торден — бог Молний, Грома и Камня. Ему также приписывают власть над горами, металлами, драгоценными камнями, грозами и бурями, огнём. Торден яростен и страшен в своём гневе, с другой же стороны сдержан и твёрд. Покровитель кузнецов, шахтёров, ремесленников. Символы: подкова, молния, бык. Почитатели вырезают идолы из камней, обычно в виде фигурок и фигур, редко больше половины человеческого роста. Такие идолы ставят в местах работы, либо носят с собой. Культ Тордена наиболее распространён в Воннском княжестве, поскольку именно в местных горных хребтах находится множество месторождений металлов и драгоценностей.
Кимей — весёлый и жизнерадостный бог Света и Неба. Имеет власть над небом, обеими светилами (луна считается спящим солнцем). Покровитель артистов, художников, музыкантов, учителей. Символы: свеча, рисунок солнца, орёл. Идолы вырезают из дерева и разукрашивают красками, чем ярче, тем лучше. Обычно они выше человеческого роста. Множество ритуалов, посвященных Кимею, проводится во время праздников на территории всех княжеств.
Васке — спокойная и нежная богиня Вод, Плодородия и Жизни. Имеет власть над всеми водоёмами и их жителями, а также полями, лугами, степями. Покровительница земледельцев, целителей, знахарей, травников, матерей. Символы: чаша, лоза, змея. Идолы часто делают из переплетений лозы, либо веток, часто в виде пирамид (редко крупнее человеческой головы). Ставят в домах. Васке наиболее почитаема в Пилзском княжестве, где развито мореходство и рыбацкий промысел.
Ягет — хитрая и жестокая богиня Лесов, Охоты и Войны. Имеет власть над лесами, животными, тесно связана со своей сестрой. Покровительница охотников, воинов, разведчиков, добытчиков. Символы: лук, меч, рысь. Идолы делают из дерева, высокие, если и красят, то тёмными (часто зелёными) красками. Резьбой изображают различных животных, а также битвы. Жители Дубенского княжества, знаменитого своими лесами, полными дичью и дорогими породами деревьев, чтят Ягет как свою покровительницу.
Монотеизм
В 3440-х годах, в окрестностях озера Ленту, что расположилось на землях королевства Рексанов, зародился культ единого бога по имени Явирс. Его приспешники отвергали многобожие и проповедовали свои устои простому народу, призывая склониться перед единственно верным богом и осыпая паству обильными обещаниями о ждущей их после смерти бесконечной благодати, и не менее обильными угрозами и запугиваниями, согласно которым язычникам предназначено особое место для наказаний и пыток. Распространению культа поспособствовала череда неурожайных лет, во время которых многие проклинали языческих богов, либо покорно принимали на себя их немилость. Сладкие речи проповедников Явирса легли на благодатную почву, и уже через десять лет немалая часть простого народа негласно поддерживала культ, не решаясь, впрочем, открыто отрекаться от прежних богов.
В 3458 году произошло событие, кардинально изменившее статус нового верования. Тогда ещё молодой и амбициозный правитель Алоиз пошёл на невиданную дерзость, отправившись на вече верховных волхвов, собранное из-за невиданного явления — свечения реки Сомны. Оно длилось долгие недели, жрецы старались понять природу этого чуда и установить, деянием какого из старших, а быть может младших богов, оно являлось. Закончилось это собрание, прозванное Последним вече, трагично. Во время затянувшегося спора между волхвами Алоиз, до того немногословный, вдруг поднялся и произнёс слова, которые навсегда изменили историю королевства Рексанов: «Быть может, ваши языческие боги и окрасили Сомну в золотистый цвет. Но моему богу, Явирсу, будет угоден цвет крови глупцов и мракобесов, что собрались на этом вече!». По его приказу, все жрецы, сбившиеся со всего королевства, были схвачены, согнаны к Сомне и казнены там же, кровь их омыла воды. Алоиз же был прозван Хитрым с тех самых пор, когда смог обыграть всех верховных волхвов, получив практически безграничную власть. Он объявил себя пророком явирсианства, а заповеди, произнесённые им, легли в основу нового свода законов королевства. Символом монотеизма стал Y-образный знак, перевёрнутый вверх ногами, символ жизни, по форме повторяющий Сомну, чудо на которой и узаконило религию, возведя её на новый уровень. При молитве монотеисты совершают следующий жест, проговаривая при этом, вслух или про себя: Светлый Явирс, дай сил моим членам (касаясь правой ладонью левого плеча, а левой — правого), очисти мой язык (перекладывая правую ладонь на горло) и мои помыслы от греха (перекладывая левую ладонь на лоб).
Саважианство
Нехарцы в большинстве своём поклоняются широко раскинувшемуся в степях небу, дающему жизнь, воду в засухи, солнце днём, луну ночью и так далее. Их верование подчеркивает их свободолюбие — оно не обязывает их ни к чему. Небо нетребовательно, оно даёт всё даром, кочевники могут лишь благодарить небо. Вместе с тем, такой подход способствует высокой терпимости к другим верованиям, что позволяет нехарцам иметь дела и с язычниками и со сторонниками единого бога. И тем и другим, как правило, тоже выгодно поддерживать с кочевниками «нейтралитет», пока от нехарцев может быть какая-то польза. Тем более, они редко отступаются от своей свободы, так что навязать им свою веру непросто.
Для святилища небу требуется лишь открытое пространство, желательно находящееся на возвышенности. Здесь иногда приносятся жертвы (животные, как правило), после чего кровью на деревянных табличках пишутся послания небу. Вообще, нехарцы часто используют увиденные у других религий ритуалы в целях возношения благодарности небу. Самое распространенное из перенятого — установка деревянных идолов на местах святилищ, но и другие способы верование никак не ограничивает.
Магия
Колдуны, целители, предсказатели, волшебники — явления хоть и нечастые, но вполне закономерные. Добиваясь особой связи с богами с помощью сложных ритуалов, маги способны насылать проклятия, изменять погоду, лечить раны, придавать вещам необычные свойства... Тайны магии хранятся и передаются очень бережно, переходя как из уст в уста, так и через письменность.
Люди разных верований имеют разный подход к заклинательству. Для некоторых ритуалов необходимы редкие травы или драгоценности, иные же проводятся лишь в определённые фазы луны, третьи требуют кровавых жертв... Никто уже не помнит, откуда к людям пришли эти знания, и немногие догадываются об истинной природе и устройстве волшебства.
Язычники относятся к магии менее настороженно, она уже давно вошла в обиход, став частью жизни. Последователи Явирса же стараются использовать магические ритуалы осторожнее. Все чудеса преподносятся, как его воля, божественное присутствие, чародей в таком случае выступает кем-то вроде посредника. Нередкое явление — священнослужитель, обученный тайным искусствам.
Календарь
Летосчисление ведётся от дня сотворения мира. Сейчас идёт 3512 год. Среди монотеистов не принято акцентировать внимание на том, от чего ведётся летосчисление, они просто пользуются этим в силу исторических причин. Нехарские торговцы и прочие представители этого народа, взаимодействующие с жителями княжеств и королевства, также пользуются этой системой.
Год делится на восемь месяцев, каждый из них — по 45 дней, на каждый сезон приходится по 2 месяца. Названия месяцев по порядку: Цветень, Грозень, Зноeнь, Зрелень, Серпень, Вядень, Хладень, Празень. Новый год начинает отмечаться в последний день Празеня и заканчивается уже под утро Цветеня, то есть первый день весны — первый день года.